Визуальные качества

Визуальные качества являются результатом расположения видимых элементов объекта и используются для оценки визуальной композиции. Визуальные качества неосязаемы: это воспринимаемые характеристики, которые существуют только в голове оценивающего.

 

 

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ

Если при взгляде на мост (или на рисунок 15) вам в голову почему-то приходит мысль «Все! В эти выходные по любому надо убраться на балконе!» — смело делайте вывод, что среди визуальных характеристик данного моста «упорядоченность» отсутствует.

order

Рисунок 15. У этого моста – нагромождение и визуальная путаница в балках
и опорах – сложно сказать какие элементы что именно поддерживают.

….

….Упорядоченность – это когда все элементы на своем месте, их назначение понятно (перекликается с третьим принципом – «Наглядная демонстрация того, как данная конструкция работает») и отсутствуют лишние детали (смотри рисунок 16).

order_2

Рисунок 16. Одинаковые формы опор и постоянная высота главной балки
придают мосту ощущение порядка.

….

….……

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ

Для начала – что такое пропорция? Это отношение чего-то к чему, ну например — длины пролета к высоте опоры, или длин пролетов друг к другу. Пропорциональность – это когда с помощью назначения каких-либо пропорций мы создаем у наблюдателя чувства упорядоченности.

most_gavan

Рисунок 17. Пропорциональность достигается заданием длин пролетов по схеме 35+45+60+75+60+45+30 метров и соотношением высот главных балок в пролетах (2,4 метра) и над опорами (3,6 метров). Мост через вход в Гавань, Киев.

proportions

Рисунок 18. Пропорциональность достигается заданием отношения высоты балки на устоях
и в середине пролета. Мост в Оттаве, Канада.

….

….

РИТМ

Ритм – это способ создания у наблюдателя чувства упорядоченности с помощью использования повторяющихся элементов. Для этого необходимо, чтобы эти элементы не только были расположены с определенным шагом, но и имели визуальное сходство. Например, если запроектировать мост с одинаковыми расстояниями между осями опор, но при этом сами опоры сделать разными по конструкции и по форме – ритма не будет. Да, кстати – чаще всего ритм моста (или его отсутствие) определяется расположением опор (смотри рисунок 19).

rhythm_1

Рисунок 19. Раз, раз, раз-два-три! Опорой! Опорой! Раз-два-три! Даньян-Куньшаньский виадук, Китай.

При этом в конструкции может быть несколько ритмов: главный ритм, создаваемый опорами, и дополнительный ритм, создаваемый мачтами освещения (как на рисунке 20).

rhythm_2

Рисунок 20. Одновременное использование нескольких ритмов. Мост через реку Северн, Аннаполис, Мэрилэнд.

….

….

ГАРМОНИЯ

Гармония – это когда элементы конструкции визуально похожи или взаимно дополняют друг друга.

harm_1

Рисунок 21. Формы опор на этой развязке похожи, и это смотрится гармонично,

даже несмотря на их разные размеры. Трасса I-95, Чеверли, Мэрилэнд.

harm_2

Рисунок 22. «Больше опор, хороших и разных!» — но не в рамках одного сооружения…

….

….

БАЛАНС

balance_1

Рисунок 23. «Что тяжелее – килограмм пуха или килограмм свинца?» — пример

визуального дисбаланса при соблюдении баланса по массе.

Визуальный баланс – это ощущение равновесия элементов конструкции вокруг некой оси или точки. Баланс может достигаться также с помощью равновесия неких абстрактных элементов, например зон, окрашенных в сильные цвета.

balance_2

Рисунок 24. Путепроводы через шоссе воспринимаются лучше всего,

когда они визуально сбалансированы относительно оси дороги.

….

….

КОНТРАСТ

contrast_2

Рисунок 25. Мой замечательный архитектурный проект моста в Арктике.

Посмотрите на рисунок 25 — прекрасное архитектурное решение, не правда ли? Каждый элемент конструкции на своем месте, работа конструкции визуально понятна, достигнуты безупречные пропорции, четко выдержан ритм опор, да и сами формы опор гармонично сочетаются с формами пролетного строения, безупречный баланс относительно оси центральной опоры. И цвета! Идеально подобраны цвета: ярко-белый цвет пролетных строений изумительно сочетается с сумрачно белым цветом опор и сияюще-белым цветом ледяного поля. Но чтобы в полной мере оценить это пиршество архитектурного духа – вам надо увидеть все это великолепие в снежную бурю…

Если чего-то в этом проекте и не хватает (что вряд ли!), то может быть самую чуточку контраста.

Контраст используют, если полученное решение в визуальном смысле получилось монотонным, если, как говориться, глазу не за что зацепиться.

Первый принцип контраста — противоположность: для получения контрастного решения надо ввести элементы с какими-то противоположными свойствами. Часто контраст достигается использованием в конструкции резко различающихся цветов, либо игры света и тени.

Второй принцип контраста – доминирование: один из противоположных элементов должен визуально доминировать над другим. Тогда первый (доминирующий) элемент можно назвать фигурой, а второй – окружающим фоном (смотри рисунок 26).

contrast_1

Рисунок 26. Цветовой контраст между главной балкой и парапетом подчеркивает выпуклый

вертикальный профиль пролетного строения и визуально делает пролетное строение тоньше.

Фигурой служит синяя стенка главной балки, фон – белый парапет с белыми устоями.

….

….

МАСШТАБ

Масштаб – это соотношение размеров различных элементов дороги и элементов окружения. Так как большинство проектов касается вещей, сделанных для людей, то существует связь между размерами человеческого тела и размерами проектируемых объектов.

Автомобильные дороги имеют больший масштаб, так как они построены для транспортных средств, движущихся на высоких скоростях. Элементы мостов, такие как опоры или главные балки, могут быть очень большими, но воспринимаются «в масштабе» с элементами дороги. Конфликт масштабов становится очевидным, если элементы моста расположены рядом с пешеходной зоной или зданиями. Чтобы избежать этого конфликта, приходится искать способы, чтобы уменьшить воспринимаемые размеры элементов моста, чтобы они соответствовали элементам окружения меньшего масштаба.

m_1Рисунок 27. Автодорожные мосты – это очень большие конструкции,

даже в сравнении со зданиями. Сан-Диего, Калифорния

m_2

Рисунок 28. Подавляющие размеры моста становятся заметными,

когда он соседствует с пешеходным окружением.

 

 

ИЛЛЮЗИЯ

То, что люди воспринимают – далеко не всегда является тем, что есть на самом деле. Наше видение восприимчиво к иллюзиям. Дизайнеры могут использовать иллюзию для улучшения внешнего вида элемента. Например, размещение ряда вертикальных канавок на колонне сделает ее визуально тоньше.

 

ris_29

Рисунок 29. Несколько распространенных визуальных иллюзий, которые могут быть использованы для улучшения вида сооружения.

 

ris_30

Рисунок 30. Наклонные линии устоев создают иллюзию того, что балка длиннее  — и поэтому тоньше, чем она есть на самом деле. Трасса I-70, Денвер, Колорадо.

 

 

ЕДИНСТВО

Единство дает наблюдателю чувство цельности. Это порождается неким центральным или доминирующим восприятием в композиции. Оно включает в себя удачное применение всех других качеств и опирается на суммарный эффект их одновременного использования. Единство означает полное слияние местности и сооружения, где все элементы находятся в согласии, создавая неделимый общий эффект.

ris_31

Рисунок 31. Арка является основным элементом, который дополнительно усилен цветом, связывающим как искусственные, так и природные элементы этого пейзажа.

Трасса I-70, Фредерик, Мэриленд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Пожалуйста, выполните сложное математическое вычисление: *

© 2018 Живые мосты ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru