Визуальные характеристики

Прежде чем перейти к подробному разговору об эстетике мостов, нам надо разобрать несколько основных понятий.

Эстетическая реакция создается глазами и мозгом в момент взгляда на объект. Эстетичность или неэстетичность моста мы определяем подсознательно – и не словами! Слова не могут в точности отразить те явления, которые мы пытаемся описать и оценить.

Кстати. Если вы верите, что все на свете абсолютно точно можно передать словами, то можете провести следующий эксперимент – напишите сочинение на тему «Как я съел лимон» и зачитайте его родным и близким. Как вы думаете, при прослушивании вашего эпистолярного труда они смогут прочувствовать все те ощущения и переживания, что и вы в момент поедания фрукта?

Но! Все-таки слова являются неотъемлемой частью нашего общения и способом коммуникации, поэтому они используются для того, чтобы описать или объяснить нашу эстетическую реакцию после того, как она возникла. И для того, чтобы разговаривать об эстетике при помощи слов, нам нужна некая понятная для всех терминология: фразы типа «Вау! Офигеть! Зачотный мостяра!» безусловно могут донести до собеседника наше восхищение эстетическим решением, но конкретики в них не хватает, не так ли?

Итак, рассмотрим несколько понятий, которые заимствованы из других областей визуального проектирования и могут быть применены также к мостам.

Визуальные характеристики

ЛИНИЯ

Линия – прямая связь между двумя точками, реальными или воображаемыми. Самые сильные в визуальном смысле линии на автодороге создают бордюры тротуаров (так я перевел «pavement edges» — хотя может быть имелись в виду края плиты проезжей части?). Другие заметные линии создают перила, балки, опоры, устои и верхние грани подпорных стен и шумозащитных экранов.

line

                  Рисунок 6. Наша эстетическая реакция на этот мост в наибольшей мере определяется привлекательностью его параллельных криволинейных линий

line_2

Рисунок 7. А вот линии этого декоративного покрытия перекрещивают линию нижнего края парапета и замутняют чистоту конструкции

ПРОФИЛЬ

Профиль – это контур плоской поверхности.

ПРОФИЛЬ Профиль – это контур плоской поверхности.

Рисунок 8. Путепровод в Вирджинии: арочный свод придает балке более интересный и привлекательный профиль по сравнению с балкой с параллельными поясами. Этот профиль также визуально указывает на то, как работает конструкция (критерий III) – он делает балку выше над опорой, в зоне максимальных моментов.

ФОРМА

Форма – это пространственный облик сооружения, где к плоскому профилю добавляется глубина. Визуальное ощущение от движения под или по мосту в первую очередь определяется формой моста (которая задается геометрией, горизонтальной планировкой, вертикальным профилем, взаимоотношением с соседними сооружениями и окружающим пространством).

form_1

Рисунок 9. Проект моста в Огайо: пространственная форма моста – это результат взаимодействия всех его объемных элементов.

На рисунке 10 вы можете увидеть разницу в визуальном восприятии профиля и формы одного и того же моста.

form_2

Рисунок 10. Профиль и форма: как изменяется восприятие моста в зависимости от точки зрения.

ЦВЕТ

Цвет используется для того, чтобы определить, уточнить, изменить, подчеркнуть или смягчить визуальное восприятие конструктивных элементов.

Теплые оттенки (желтые и красные) подчеркивают, выделяют наличие и размер элементов.

Холодные оттенки (голубые и зеленые) ослабляют визуальную важность элементов, на которые они нанесены.

Цвета воспринимаются по-разному в разных местах, в разное время дня и в разные времена года из-за изменения освещения, погодных и атмосферных условий.

На выбор цветов также влияет фон, на котором расположено сооружение: целесообразность выбора того или иного цвета часто рассматривается с точки зрения его соответствия окружающему фону.

Как правило, наш мост является лишь небольшой частью гораздо большего пейзажа, с цветами которого мы поделать ничего не можем – мы можем лишь постараться гармонизировать цветовое решение нашего моста с цветами окружающего пространства.

color_1

Рисунок 11. Путепровод в Мэрилэнде: правильно выбранный зеленый цвет помог вписать мост в окружение леса. Это решение можно улучшить, если выбрать оттенок зеленого в тон к цвету листвы за мостом.

ТЕКСТУРА

Текстура – это упорядоченные либо неупорядоченные шероховатости на поверхности объекта. Текстура помогает задать форму с помощью игры с поверхностями и оттенками.

Текстуры используют для того, чтобы уменьшить или смягчить масштаб каких-то больших объектов и добавить визуального интереса через внедрение объектов масштаба человека в большие конструкции типа опор, устоев и подпорных стен.

Расстояние и движение изменяют восприятие текстуры. Если смотреть издали или на высокой скорости, то мелкие текстуры сливаются в единый тон и выглядят плоскими. Как правило, чем больше дистанция, выше скорость наблюдателя или крупнее объект, тем грубее или крупнее должны быть текстуры.

texture_1

Рисунок 12. Путепровод в Нью-Джерси: использование облицовки прямоугольными элементами для создания текстуры на устое.

ТЕНЬ

Тень – важна в сравнительно темных зонах, возникающих из-за задержки света промежуточными частями моста или другими близкорасположенными объектами. Тень, которую вышележащее пролетное строение отбрасывает на нижележащее – может быть очень сильным компонентом внешнего вида моста.

ten

Рисунок 13. Тени на этом рисунке что-то делают. Но что – я так и не понял…

ОТРАЖЕНИЯ

Отражение, видимое в воде, может быть очень важной частью впечатления, производимого мостом. Отражение света с земли или от других близких объектов может помочь осветить нижнюю часть моста и повлиять на его восприятие.

otragenie

Рисунок 14. Важность отражений. Мост через озеро Branch Brook, Нью-Джерси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Пожалуйста, выполните сложное математическое вычисление: *

© 2018 Живые мосты ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru