Учет эстетики при проектировании

Наконец-то подошла к концу длившаяся целый год эпопея с проектированием моста через Кожуховский затон, основными интригами которой были расчет устойчивости нижней ортотропной плиты, подкрепленной поперечными связями (от непосредственного использования формулы (Ш.11) из СП 35 пришлось отказаться из-за неоправданных запасов, проистекающих из предположения об отсутствии перемещений в узлах прикрепления поперечных связей), и многочисленные продувки отсечной модели моста – без дополнительных элементов, с обтекателями, с дефлекторами, с обтекателями и дефлекторами, под различными углами атаки, с различными логарифмическими декрементами колебаний и коэффициентами заполнения перильных и барьерных ограждений…

Об этом я может быть напишу позже, а пока, пользуясь некоторым затишьем, я перевел вторую часть справочника по эстетике мостов. Не могу сказать, что в ней содержатся какие-то удивительные для нас вещи – нет, скорее интерес представляет сама специфика проектирования мостов в США, к которой, наверное, можно отнести существенно большее влияние на проект моста местных жителей, предприятий и корпораций.

Тем не менее какие-то основные моменты я все же перескажу, чтобы не слишком уж сильно разрывать ткань повествования, когда я в ближайшее время (читай – через пару лет! :-) ) переведу и выложу третью часть руководства. К тому же, на многие фотографии просто приятно посмотреть.  Итак…

 

УЧЕТ ЭСТЕТИКИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Мосты несут не только транспортную функцию – они несут также социальную, визуальную и символическую функции как значимый элемент окружающей среды и человеческого сообщества. Каждый мост будет отличаться от другого и будет обладать собственными уникальными характеристиками. Тем не менее, существует некая общая последовательность шагов, выполняемых инженером при рассмотрении эстетической составляющей проекта моста. Следование этим шагам поможет получить на выходе эстетически привлекательный мост, которым сможет гордиться заказчик и общество.

 

Шаг №1: Понять цель моста и его местоположение

1.1 Понять цель

Прежде чем инженер сможет начать работу непосредственно над мостом, он должен понять, что ожидается от моста с точки зрения его как части транспортной инфраструктуры и с точки зрения его как социальной, визуальной и символической части человеческого сообщества и окружающей среды.

 

ris_32

Рисунок 32. Общественное использование подмостового пространства может быть весьма важным.

 

Инженер должен иметь представление обо всех критериях, которым должна удовлетворять конструкция и обо всем, что на нее будет воздействовать. В последние годы Федеральное управление автомобильных дорог (FHWA) и многие другие транспортные агентства признали, что это достаточно объемная задача, требующая координации многих, зачастую конкурирующих интересов. Процесс нахождения решения данной задачи получил название контекстного проектирования (Context Sensitive Design – еще можно перевести как проектирование, чувствительное к контексту…).

 

1.2 Понять местоположение

Местоположение моста – это самая важная особенность, которая будет влиять на конструкцию и, следовательно, на эстетическую составляющую проекта моста. Мосты, запроектированные под определенную транспортную функцию и при этом украшающие окружающее пространство – будут и функционально, и эстетически успешными.

 

Совет: приходите на место проектируемого моста в разное время суток и в как можно большее число времен года. Знание места из первых рук невозможно заменить.

 

ris_33

Рисунок 33. Иногда ночной вид также важен, как и дневной…

 

Какие вопросы в первую очередь стоить прояснить:

— Какую местность пересекает мост? Мосты над каньонами и глубокими разломами требуют совсем другой конструкции, нежели чем мосты над шоссе;

ris_34

Рисунок 34. Скальные основания позволяют применять арочные мосты.

 

— Какие ширины проезжей части и проектные скорости движения на дорогах, проходящих по мосту и под ним?

ris_35

Рисунок 35. Наличие пешеходов на мосту предполагает наличие видовых площадок.

 

— Есть ли требования к подмостовому габариту, которые могут повлиять на компоновку моста?

ris_36

Рисунок 36. К мостам через реки часто предъявляют требования по обеспечению судоходного габарита

 

— Есть ли какие-то особые геологические или грунтовые условия, которые склоняют к какому-то определенному типу фундамента или пролетного строения?

— Вы заменяете существующий мост? Он исторический? Если да, то существуют ли какие-то требования к сохранению исторического облика места?

1.3 Понять контекст, окружение

Конструкция моста в городских условиях должна отвечать несколько иным требованиям, нежели чем в сельской местности, особенно если поблизости предполагается наличие пешеходов. Мост должен вписываться в его окрестности.

Какова природа окружающего ландшафта? Здания? Мост в промышленной зоне может довольствоваться другим уровнем эстетичности по сравнению с мостом в парке или людном месте. Соседние здания и сооружения могут задавать определенный архитектурный облик, который должен быть выдержан и в новом мосту.

ris_37

Рисунок 37. Необходимо учитывать облик ближайшего окружения и точки зрения, с которых будет виден мост. Здесь их достаточно много.

 

— Окружающий ландшафт или район исторический?

— Каковы особенности окружающей среды? Как они могут повлиять на мост?

— Каково визуальное окружение? С каких точек зрения будет виден мост? Через что? Как это все меняется со сменой времен года или времени суток? Из-за их размера и бросающегося в глаза расположения мосты часто рассматриваются как конструкции, определяющие окружающий пейзаж. Они могут быть даже центральными элементами, вокруг которых будет выстроен микрорайон. Поэтому важно учитывать количество и расположение точек зрения, с которых будет виден мост, что будет его заслонять, на фоне чего он будет виден.

 

Совет: сделайте множество фотографий места строительства и изучите их.

 

— Является ли мост частью более крупного проекта или развязки? Должен ли он выдерживать принятый в глобальном проекте архитектурный подход?

 

1.4 Понять пожелания жителей и других заинтересованных сторон

На каждый проект помимо инженера могут влиять и другие участники. К этим участникам относятся местные жители, избранные должностные лица, предприятия, государственные учреждения —  все те, кто будет иметь дело с мостом после его постройки.

 

Совет: привлекайте все заинтересованные стороны с самого начала, даже прежде чем вы начнете рисовать. Тогда процесс будет проходить более гладко и окончательный результат будет удовлетворять самым взыскательным требованиям жителей и встретит их одобрение.

 

ris_38

Рисунок 38. Покрытие стен, стандартные детали и цветовое решение развязки в Альбукерке разработаны согласно пожеланиям жителей города.

 

— Есть ли общины, предприятия или частные лица, связанные с будущим мостом? Есть ли у них какие-то опасения по поводу моста?

— Как община относится к мосту? Некоторые общины считают себя историческими анклавами и рассматривают мост как возможность восстановить местные архитектурные традиции. Другие общины считают себя прогрессивными, уверенно шагающими в будущее. Эти общины заинтересованы в мостах самой современной конструкции и архитектуры, которые бы отражали их устремления.

— Есть ли другие учреждения, которые будут рассматривать или давать замечания на проект? Каковы их роли и мнения?

— Будут ли в проекте участвовать художник, архитектор или ландшафтный дизайнер?

1.5 Понять пожелания заказчика

Требования заказчика в основном связаны с его стандартами и политиками качества. Проектировщик должен понимать, что, поскольку каждый мост уникален, то какие-то из стандартов и политик могут быть исполнены не в полном объеме, и заказчик должен быть поставлен в известность об этом.

— Существует ли предварительно технико-экономическое обоснование, экологическое обследование, оценка воздействия на окружающую среду, либо какие-то другие документы, которые будут влиять на проект? Какие требования или ограничения содержатся в данных документах?

— Существует ли официальное решение о проектировании моста, которое бы определяло предполагаемы результат проекта?

 

Совет: с решением о проектировании следует периодически сверяться для того, чтобы избежать расползания границ проекта и сохранять сфокусированность на требуемом результате.

 

— Существуют ли у заказчика руководства или ориентиры в части эстетической составляющей проектов? Подходят ли они для данного моста?

— Есть ли у заказчика отдел или бюро, занимающееся вопросами ландшафтного дизайна, городского дизайна или эстетического дизайна моста? Будут ли они участвовать в проекте? Каково их мнение?

— Каковы ограничения по затратам, которые необходимо учесть при разработке рекомендаций к эстетической составляющей проекта?

 

Совет: эстетически выразительный мост наиболее часто получается тогда, когда инженер создает экономичный проект, в котором упор делается на подчеркивание функции моста, а не на украшательстве.

Шаг №2: Разработать замысел (видение) проекта

Составьте письменный перечень всех факторов, которые будут влиять на проект моста в порядке убывания важности. Получите комментарии от всех вовлеченных сторон и сделайте необходимые уточнения. Получите одобрение заказчика. Это станет основой всех будущих проектных работ.

 

Шаг №3: Выполнить концептуальное проектирование

3.1 Разработать многообразие вариантов

Концептуальное проектирование – это этап, на котором множество вероятных (и несколько не столь уж вероятных!) вариантов рассматриваются прикидочно, но с учетом замысла проекта, различных материалов, размеров и форм основных элементов, технологичности, стоимости строительства, эксплуатационных расходов и внешнего вида. Наиболее перспективные идеи рассматриваются затем с более высоким уровнем детализации. На основе этого выкристаллизовываются решения, которые соответствуют месту и которые примерно эквивалентны с точки зрения конструкционной и экономической эффективности. Эти решения затем могут быть доработаны, чтобы наилучшим образом воззвать к эстетическим чувствам заказчика и публики.

Эта стадия слишком часто преждевременно заканчивается предположением, что мост, который хорошо показал себя в другом месте, будет также хорошо работать и здесь. Это зачастую можно сравнить со вбиванием прямоугольного колышка в круглое отверстие – в результате обычно получается неоптимальный мост и повышенные затраты на строительство, что на порядки превышает стоимость работ по концептуальному проектированию. Каждый мост заслуживает уникальный дизайн; повседневные мосты требуют применения инженерного искусства в той же мере, что и уникальные мосты.

Использовать ранее применявшийся где-то проект на новом месте без полного понимания его необходимости и уместности – значит обманывать и мост, и общество.

 

ris_39

Рисунок 39. Концептуальное проектирование виадука в Сиэтле позволило получить проект одновременно меньший по стоимости и с более выразительным внешним видом по сравнению со стандартными решениями.

 

3.2 Выбрать наилучшие варианты

Привлеките все заинтересованные стороны к выбору вариантов. Местные жители и организации будут иметь свое мнение по поводу желательности того или иного решения. Тестирование их идей лучше выполнить на стадии концептуально проектирования, а не возвращаться потом к этому из-за их претензий. Это, к тому же, будет поощрять их согласиться с финальным решением. Это может привести даже к принятию превосходного, но не имеющего доселе аналогов решения!

ris_40

Рисунок 40. Иногда лучшим ответом на необычную задачу будет нетрадиционное решение.

 

3.3 Протестировать многообещающие варианты с помощью трехмерного моделирования

Даже опытным профессионалам архитектуры и дизайна трудно предвидеть все визуальные последствия проекта на основе двумерных чертежей. А непрофессионалам – еще труднее.

Используйте модели, выполненные с учетом различного освещения и с учетом различных времен года, особенно в северных широтах, где снег покрывает землю на протяжении долгого периода времени.

 

Совет: большинство CAD-систем имеют 3D-модули визуализации. Лучший подход – это размещать 3D-модели, разработанные в CAD, поверх фотографий, сделанных с большинства важных точек зрения.

 

ris_41

Рисунок 41. Вариант моста наложен на фото существующей гавани.

 

3.4 Протестировать перспективные варианты по технологичности, ремонтопригодности и стоимости

Благодаря разработке и обзору многочисленных альтернатив, процесс сузится до концепции, которая наилучшим образом удовлетворяет требованиям эффективности, экономичности и эстетичности, при этом все еще реализуя замысел проекта. Результат концептуального проектирования – это отчет о Типе, Размере и Месте.

 

Совет: убедитесь, что все заинтересованные стороны знают все последствия альтернатив, включая сравнительные затраты. Это облегчит поддержку ими окончательного решения.

 

3.5 Приступайте к детальному расчету и проектированию

В следующем разделе данного руководства представлен перечень практических шагов по детальному проектированию эстетически выразительных мостов…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Пожалуйста, выполните сложное математическое вычисление: *

© 2018 Живые мосты ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru